среда, 11 декабря 2013 г.

Хайга: иллюстрация или ..?

Недавно мы имели ожесточенный спор в личном ЖЖ Виктора Грипасова, ему (спору) предшествовала более мягкая дискуссия в ФБ, все разговоры касались достаточно нового для русского слуха явления хайга.


Предмет обсуждения

Хайга — соединение хайку и изображения на одном листе. Традиционная(-ое?) хайга — результат работы одного хайдзина, который сам придумал, сам нарисовал, сам написал. Современные работы и у нас, и у японцев, и у американцев расширились и включают как фотографию, так и графику (компьютерные обработки фото, геометрические и прочие рисунки). Кроме того, нередко фото и хайку принадлежат разным авторам.


Суть спора

Суть проста до невозможности, как всегда: что такое хайга.
Я утверждаю (и продолжаю настаивать на своем представлении), что хайга появляется в результате соединения хайку и графики (любой) таким образом, чтобы они вместе породили новую сущность.
Когда мы в сэнрю ЖЖ только начинали писать хайку под фото (см. тэг фотоку, хайга, пишем хайга), Роман Ляховецкий хорошо выразил суть: надо добиваться, чтобы хайку без фото и фото без хайку выглядели сиротливыми, неполными. То есть стремиться к тому, чтобы фото раскрывало новые грани хайку, а хайку делало фото более глубоким по содержанию.

Практика

Опытным путем по мере сочинения хайку под фото пришло понимание, какими должны быть фотографии, чтобы к ним получались хорошие хайку.
Обычно это фотографии с «открытым» сюжетом. Фото, которые сами по себе несут яркое и понятное сообщение, в хайку просто не нуждаются. Хайку, написанные под них, дублируют содержание фотографии — а это попросту незачем делать.
Тогда же сформировалось «детское правило»: в хайку под фото не должны упоминаться сущности, изображенные на фото.


Почему так?
На хайга мы распространили принцип экономности хайку. Если упомянут желтый лист, то нет нужды говорить об осени — как-то так.
И мне по-прежнему кажется, что это правильно.

Шаг в сторону

Если посмотреть  на близкие к хайга европейские явления, такие как плакат или открытка, то можно увидеть, что и в них все строится на похожих принципах. Открытка к 8 марта — на рисунке верба или весенние ручьи. Открытка на октябрьские праздники — порой достаточно красной гвоздики. Плакат — как жанр — тоже имеет свои законы, и прямых иллюстраций в хорошем плакате вы тоже не увидите. Если у вас есть два инструмента для создания мессиджа, то попросту избыточно стрелять из двух ружей по одному зайцу.

Вернемся к истокам

Вот тут (http://kacian.gendaihaiku.com/haiga.html) можно почитать статью с хорошими примерами, в ней и дается хорошее определение хайга, и описана классификация.
К слову, начинается статья очень хорошо: «Это комбинация визуальных и словесных элементов, которые работают в ансамбле, чтобы создать эстетический опыт, отличный от любого элемента, взятого отдельно»
QED



И даже когда речь заходит о трех моделях хайга (портрет, повторяющее сочетание, резонансное сочетание), автор говорит о трудности сочетания изображения и хайку, о том, что обе части должны усиливать друг друга, не подавляя «соседку».


Это трудно

Хайга — это трудно. Трудно потому, что наша культура не провоцирует нас выражать себя визуально. Мы не рисуем иероглифы, мы сачкуем на уроках рисования, мы стыдимся корявых почеркушек.
Последствия — боязнь строить композицию, незнание ее законов, неумение сопрягать изображение и текст.
Как цепляются начинающие фотографы за открывшееся им внезапно «правило третей»! Вы бы видели это истовое поклонение догме. Совсем как у нас — 5-7-5 и ни шагу в сторону! Никаких метафор, хоть застрелись!
Так правила становятся принципом.

Это здорово

Хайга — это возможность расширить пространство хайку.


Добавить слоёв, включить еще один канал восприятия. Зацепить тех, кого могло не зацепить текстовое решение.
Кроме того, никто не принуждает всех учиться рисовать. Фотоку — тоже вполне себе хороший способ дополнить хайку.

НО

Но есть одно «но». Правило никуда не делось. Его никто не отменял. 
Из сложения фото и хайку должна явиться новая сущность.
Такая вот, понимаешь, закавыка.

К нашему спору

Я могу понять желание сказать «а это не хайга и не фотоку, это иллюстрация». Это снимает все ограничения, летаю как умею, сделай сам лучше и т.п.
Но мы все-таки имеем дело с хайку.
С текстом, который сам по себе непрост. В котором под простыми образами могут крыться непростые смыслы.
И когда вы радостно подставляете картинку груш на столе под хайку о грушах на столе, вы отчетливо педалируете первый слой хайку. Заглушая попытки прочесть иные смыслы.
Вы ставите акцент на одном простом образе. В хайку трава? Давай фотку травы. А что трава — символ умирания, например, это неважно. Красивая же фотка.
Я считаю, что так делать не стоит.
Некоторые слова надо произносить тихо, а не обклеивать фольгой или петь под гармошку.


Я не художник

Да, так скажет почти каждый хайдзин. Ну и ладно. Ну и не художник. Усвойте пару правил (то же «правило третей» — Гугл в помощь, читайте сами). Научитесь пользоваться хоть стандартным приложением Paint. Освойте Инстаграм, наконец. Хотя там как раз текст на фото не поставишь :) Зато фото можно обработать.
Это другой жанр, частью его является графика — значит, надо осваивать какие-то инструменты.
Пусть это будет просто шрифт на фото. Но почитайте немножко о композиции. Ищите место хайку на фото. Не используйте аляповатых шрифтов.
И помните, всегда помните: повторение образов убивает хайку. Тупое прямое повторение образов — вот чего не должно быть в хайга, в фотоку, в иллюстрации к хайку.





Иллюстрации к статье взяты из Гугла по запросу «haiga». Ну и пара штук моих собственных.